Современный урок отвечает запросам современного общества и удовлетворяет образовательные потребности современных школьников. Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования направлены на обеспечение качественного, эффективного образования; создают основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, использования разнообразных организационных форм учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося. При этом деятельность обучающихся рассматривается как основное средство развития личности (социальных и психологических характеристик, универсальные учебные действия). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Что предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: - познавательные и учебные мотивы; - учебную цель; - учебную задачу: - учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). А это означает, что для получения качественных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС этапы современного урока должны совпадать с этапами деятельности (формирование потребности, мотива учебной деятельности, образа желаемого результата, целеполагания и планирования, выполнение действий и анализ полученного результата).

В арсенале педагогов существует огромное разнообразие современных развивающих технологий, методов и приемов, позволяющих учителю добиваться высоких образовательных результатов на уроке. Для проектирования современного качественного и эффективного урока учителя могут выбрать одну из педагогических стратегий, что гарантирует реализацию основных принципов и подходов ФГОС в современной школе.

  Педагогические стратегии.

Стратегия критического мышления.

Критическое мышление – это мышление, имеющее «надпредметный» характер, позволяющее решать любую сложную проблему или задачу, на основании ее анализа, выбора альтернативного и/или оптимального способа решения и его практической реализации совместно с другими заинтересованными субъектами.

Ученые выделяют в нем следующие интегративные умения (способности):

  • системное мышление (Pensée systémique): умение с помощью анализа представлять любую проблему в виде системы, видеть и находить проблему, которая сама и ее решение затрагивает различные области знания, находить в проблеме частное и общее и размышлять как от частного к общему, так и наоборот;
  • стратегическое мышление (Pensée prospective): способность прогнозировать различные варианты решения проблемы, оценивать на этапе прогноза эффективность и целесообразность каждого из решений, представлять решение в различных формах (текстовой, графической и т.д.), выбирать решение ориентируясь на время, необходимое для его реализации (краткосрочная и долгосрочная перспектива), на желательность для субъектов проблемы, реалистичность, учитывая риски;
  • стратегическая деятельность (Action stratégique): способность осуществлять совместную деятельность, направленную на решение проблемы.

Как реализуется?

Реализуется через технологии развивающего образования: проблемное обучение, коллективный способ обучения, проектные технологии, технологии исследования, технологии деятельностного типа.

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – осознание и решение учебных и жизненных задач в зависимости от разрабатываемой проблемы.
  • В исследованиях объектов – умение исследовать проблемную ситуацию: анализировать, прогнозировать рациональное решение, «раскладывать» проблему на составные части.
  • В составлении и реализации плана – составление и реализация плана совместной деятельности.
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – выстраивание логической цепочки рассуждений, определение последовательности действий.
  • В понимании основной мысли – определение смыслов деятельности, выделение главного в деятельности, удерживание основной (главной) линии рассуждений.

 Стратегия на основе образовательной со-бытийности.

Образовательная со-бытийность – особая организация образовательной деятельности, позволяющая создать учебную личностно-значимую общность всех участников со-бытийной Встречи. В общности рождается индивидуальность человека. Со-бытийная общность достигается за счет учения как совместного бытия, а именно:

  • со-деятельности;
  • со-коммуникации;
  • со-переживания.

Как реализуется?

Реализуется через технологии развивающего образования: проблемное обучение, коллективный способ обучения, проектные технологии, технологии исследования («Живой учебник», «Контракт на исследование»)

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – жизенность ситуации со-бытия
  • В исследованиях объектов – проблематизация действительности
  • В составлении и реализации плана – технологичность выстраивания совместной деятельности
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – логика разворачивания различных видов деятельности
  • В понимании основной мысли – создание учебного продукта (учебная задача) как общий смысл деятельности

 

  • Стратегия на основе формирующего оценивания.

Формирующее оценивание – это совместная деятельность, направленная на удовлетворение потребности в оценке собственных достижений по сравнению с предыдущими.

Как реализуется?

Реализуется через технологии, направленные на:

  • выработку совместных критериев создаваемого учебного продукта («Ментальная карта», «Направленная расшифровка», «Саммари», «Портфолио» и др.)
  • «быструю состыковку» оценочной деятельности учители и ученика («Две звезды, одно пожелание», «Билет на выход», «Мини-обзор»)

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – создание конкретного нужного для дальнейшего использования учебного продукта, который подлежит оцениванию как «прирост»
  • В исследованиях объектов – выделение ключевых характеристик как критериев
  • В составлении и реализации плана – технологичность выстраивания совместной (оценочной) деятельности
  • В понимании основной мысли – формулирование кратких высказываний, отражающих суть произошедших изменений (приростов)
  • В решении текстовых задач – выделение главной и второстепенной информации в процессе разработки критериев, создание собственных задач
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – логика разворачивания рассуждений в оценивании, алгоритмов оценки, доказательств своей оценки.

 

  • Стратегия смыслового чтения.

Смысловое чтение –  особый вид деятельности, направленный на осознание (выбор, чтение, понимание) содержания текста и решение учебной (жизненной) задачи в зависимости от типа текста.

Смысловое чтение достигается за счет:

  • решения учебной (жизненной) задачи;
  • собственно чтения текста;
  • понимания текста;
  • интерпретации текста,

Как реализуется?

Реализуется через:

  • различные способы и методы чтения (подробное, беглое, фрагментарное чтение и т.д.)
  • технологии развивающего образования: проблемное обучение, критическое мышление, ТРИЗ-технологии, проектные технологии и др.

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – осознание и решение учебных и жизненных задач в зависимости от содержания и типа текста.
  • В исследованиях объектов – умение обосновывать свое решение, анализировать задачу, используя разные виды информации текста.
  • В составлении и реализации плана – составление и использование плана текста (смысловые части текста).
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – постановка учебной задачи, составление алгоритма действий по осознанию и анализу разных типов текста в зависимости от учебной (жизненной) задачи.
  • В понимании основной мысли – понимание и формулирование основной мысли разных типов текста.

 Литература

- Бородкина, Н. В., Тихомирова, О. В. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие / Н.В. Бородкина, О.В. Тихомирова — 2-е издание, стереотипное. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — С.55

- Бородкина Н. В., Сысуева Л. Ю. Обучение младших школьников смысловому чтению. – Я: ИРО, 2017.

- Со-бытийность образовательной деятельности в детском саду и школе: сборник статей / сост. Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев, Л. Ю. Сысуева, О. В. Тихомирова, И. Н. Чижова; под общ. ред. Н. В. Бородкиной — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 140 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

- Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться [Текст]/ К. Роджерс, Д. Фрейберг. – М.: Смысл, 2010. – 527 с.

- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М., 1998.