1. Практические материалы по проектированию современного урока «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке». Авторы-составители М.А. Пинская, А.М. Михайлова, 2019 г. Скачать

2. Материалы вебинара «Формирование критического мышления школьников» от 14 апреля 2020 Подробнее  

3. Профессиональное обучающееся сообщество педагогов «Образовательная со-бытийность»

4. Профессиональное обучающееся сообщество педагогов «Учимся формирующему оцениванию»

 

 

Со-бытийность образовательной деятельности в детском саду и школе: сборник статей / сост. Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев, Л. Ю. Сысуева, О. В. Тихомирова, И. Н. Чижова; под общ. ред. Н. В. Бородкиной — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 140 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

    

 

 

Тихомирова О. В., Бородкина Н. В., Соловьев Я. С. Достижение метапредметных и личностных результатов средствами деятельностного подхода: учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 150 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

   

 

 

Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Учимся формирующему оцениванию: рабочая тетрадь для педагогов / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова / под общ. ред. А. В. Золотаревой. — 2-е издание, стереотипное. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 60 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

   

 

 

Обучение младших школьников смысловому чтению: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, Л. Ю. Сысуева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 100 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Современный урок отвечает запросам современного общества и удовлетворяет образовательные потребности современных школьников. Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования направлены на обеспечение качественного, эффективного образования; создают основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, использования разнообразных организационных форм учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося. При этом деятельность обучающихся рассматривается как основное средство развития личности (социальных и психологических характеристик, универсальные учебные действия). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Что предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: - познавательные и учебные мотивы; - учебную цель; - учебную задачу: - учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). А это означает, что для получения качественных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС этапы современного урока должны совпадать с этапами деятельности (формирование потребности, мотива учебной деятельности, образа желаемого результата, целеполагания и планирования, выполнение действий и анализ полученного результата).

В арсенале педагогов существует огромное разнообразие современных развивающих технологий, методов и приемов, позволяющих учителю добиваться высоких образовательных результатов на уроке. Для проектирования современного качественного и эффективного урока учителя могут выбрать одну из педагогических стратегий, что гарантирует реализацию основных принципов и подходов ФГОС в современной школе.

  Педагогические стратегии.

Стратегия критического мышления.

Критическое мышление – это мышление, имеющее «надпредметный» характер, позволяющее решать любую сложную проблему или задачу, на основании ее анализа, выбора альтернативного и/или оптимального способа решения и его практической реализации совместно с другими заинтересованными субъектами.

Ученые выделяют в нем следующие интегративные умения (способности):

  • системное мышление (Pensée systémique): умение с помощью анализа представлять любую проблему в виде системы, видеть и находить проблему, которая сама и ее решение затрагивает различные области знания, находить в проблеме частное и общее и размышлять как от частного к общему, так и наоборот;
  • стратегическое мышление (Pensée prospective): способность прогнозировать различные варианты решения проблемы, оценивать на этапе прогноза эффективность и целесообразность каждого из решений, представлять решение в различных формах (текстовой, графической и т.д.), выбирать решение ориентируясь на время, необходимое для его реализации (краткосрочная и долгосрочная перспектива), на желательность для субъектов проблемы, реалистичность, учитывая риски;
  • стратегическая деятельность (Action stratégique): способность осуществлять совместную деятельность, направленную на решение проблемы.

Как реализуется?

Реализуется через технологии развивающего образования: проблемное обучение, коллективный способ обучения, проектные технологии, технологии исследования, технологии деятельностного типа.

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – осознание и решение учебных и жизненных задач в зависимости от разрабатываемой проблемы.
  • В исследованиях объектов – умение исследовать проблемную ситуацию: анализировать, прогнозировать рациональное решение, «раскладывать» проблему на составные части.
  • В составлении и реализации плана – составление и реализация плана совместной деятельности.
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – выстраивание логической цепочки рассуждений, определение последовательности действий.
  • В понимании основной мысли – определение смыслов деятельности, выделение главного в деятельности, удерживание основной (главной) линии рассуждений.

 Стратегия на основе образовательной со-бытийности.

Образовательная со-бытийность – особая организация образовательной деятельности, позволяющая создать учебную личностно-значимую общность всех участников со-бытийной Встречи. В общности рождается индивидуальность человека. Со-бытийная общность достигается за счет учения как совместного бытия, а именно:

  • со-деятельности;
  • со-коммуникации;
  • со-переживания.

Как реализуется?

Реализуется через технологии развивающего образования: проблемное обучение, коллективный способ обучения, проектные технологии, технологии исследования («Живой учебник», «Контракт на исследование»)

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – жизенность ситуации со-бытия
  • В исследованиях объектов – проблематизация действительности
  • В составлении и реализации плана – технологичность выстраивания совместной деятельности
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – логика разворачивания различных видов деятельности
  • В понимании основной мысли – создание учебного продукта (учебная задача) как общий смысл деятельности

 

  • Стратегия на основе формирующего оценивания.

Формирующее оценивание – это совместная деятельность, направленная на удовлетворение потребности в оценке собственных достижений по сравнению с предыдущими.

Как реализуется?

Реализуется через технологии, направленные на:

  • выработку совместных критериев создаваемого учебного продукта («Ментальная карта», «Направленная расшифровка», «Саммари», «Портфолио» и др.)
  • «быструю состыковку» оценочной деятельности учители и ученика («Две звезды, одно пожелание», «Билет на выход», «Мини-обзор»)

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – создание конкретного нужного для дальнейшего использования учебного продукта, который подлежит оцениванию как «прирост»
  • В исследованиях объектов – выделение ключевых характеристик как критериев
  • В составлении и реализации плана – технологичность выстраивания совместной (оценочной) деятельности
  • В понимании основной мысли – формулирование кратких высказываний, отражающих суть произошедших изменений (приростов)
  • В решении текстовых задач – выделение главной и второстепенной информации в процессе разработки критериев, создание собственных задач
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – логика разворачивания рассуждений в оценивании, алгоритмов оценки, доказательств своей оценки.

 

  • Стратегия смыслового чтения.

Смысловое чтение –  особый вид деятельности, направленный на осознание (выбор, чтение, понимание) содержания текста и решение учебной (жизненной) задачи в зависимости от типа текста.

Смысловое чтение достигается за счет:

  • решения учебной (жизненной) задачи;
  • собственно чтения текста;
  • понимания текста;
  • интерпретации текста,

Как реализуется?

Реализуется через:

  • различные способы и методы чтения (подробное, беглое, фрагментарное чтение и т.д.)
  • технологии развивающего образования: проблемное обучение, критическое мышление, ТРИЗ-технологии, проектные технологии и др.

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – осознание и решение учебных и жизненных задач в зависимости от содержания и типа текста.
  • В исследованиях объектов – умение обосновывать свое решение, анализировать задачу, используя разные виды информации текста.
  • В составлении и реализации плана – составление и использование плана текста (смысловые части текста).
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – постановка учебной задачи, составление алгоритма действий по осознанию и анализу разных типов текста в зависимости от учебной (жизненной) задачи.
  • В понимании основной мысли – понимание и формулирование основной мысли разных типов текста.

 Литература

- Бородкина, Н. В., Тихомирова, О. В. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие / Н.В. Бородкина, О.В. Тихомирова — 2-е издание, стереотипное. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — С.55

- Бородкина Н. В., Сысуева Л. Ю. Обучение младших школьников смысловому чтению. – Я: ИРО, 2017.

- Со-бытийность образовательной деятельности в детском саду и школе: сборник статей / сост. Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев, Л. Ю. Сысуева, О. В. Тихомирова, И. Н. Чижова; под общ. ред. Н. В. Бородкиной — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 140 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

- Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться [Текст]/ К. Роджерс, Д. Фрейберг. – М.: Смысл, 2010. – 527 с.

- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М., 1998.

Главное по теме

Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком. (Мнение школьников)  Подробнее

 

Что почитать

Подробнее

 

Что посмотреть

Запись вебинара «Проектная деятельность младших школьников как основа исследовательской Подробнее

 Где поучиться

«Формирование критического мышления школьников»   Подробнее

 Полезные ссылки

Практические материалы по проектированию современного урока Подробнее