1. Практические материалы по проектированию современного урока «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке». Авторы-составители М.А. Пинская, А.М. Михайлова, 2019 г. Скачать
2. Материалы вебинара «Формирование критического мышления школьников» от 14 апреля 2020 Подробнее
3. Профессиональное обучающееся сообщество педагогов «Образовательная со-бытийность»
4. Профессиональное обучающееся сообщество педагогов «Учимся формирующему оцениванию»
Со-бытийность образовательной деятельности в детском саду и школе: сборник статей / сост. Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев, Л. Ю. Сысуева, О. В. Тихомирова, И. Н. Чижова; под общ. ред. Н. В. Бородкиной — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 140 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты). |
|
Тихомирова О. В., Бородкина Н. В., Соловьев Я. С. Достижение метапредметных и личностных результатов средствами деятельностного подхода: учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 150 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты). |
|
Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Учимся формирующему оцениванию: рабочая тетрадь для педагогов / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова / под общ. ред. А. В. Золотаревой. — 2-е издание, стереотипное. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 60 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты). |
|
Обучение младших школьников смысловому чтению: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, Л. Ю. Сысуева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 100 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты) |
Современный урок отвечает запросам современного общества и удовлетворяет образовательные потребности современных школьников. Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования направлены на обеспечение качественного, эффективного образования; создают основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, использования разнообразных организационных форм учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося. При этом деятельность обучающихся рассматривается как основное средство развития личности (социальных и психологических характеристик, универсальные учебные действия). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Что предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: - познавательные и учебные мотивы; - учебную цель; - учебную задачу: - учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). А это означает, что для получения качественных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС этапы современного урока должны совпадать с этапами деятельности (формирование потребности, мотива учебной деятельности, образа желаемого результата, целеполагания и планирования, выполнение действий и анализ полученного результата).
В арсенале педагогов существует огромное разнообразие современных развивающих технологий, методов и приемов, позволяющих учителю добиваться высоких образовательных результатов на уроке. Для проектирования современного качественного и эффективного урока учителя могут выбрать одну из педагогических стратегий, что гарантирует реализацию основных принципов и подходов ФГОС в современной школе.
Педагогические стратегии.
Стратегия критического мышления.
Критическое мышление – это мышление, имеющее «надпредметный» характер, позволяющее решать любую сложную проблему или задачу, на основании ее анализа, выбора альтернативного и/или оптимального способа решения и его практической реализации совместно с другими заинтересованными субъектами.
Ученые выделяют в нем следующие интегративные умения (способности):
- системное мышление (Pensée systémique): умение с помощью анализа представлять любую проблему в виде системы, видеть и находить проблему, которая сама и ее решение затрагивает различные области знания, находить в проблеме частное и общее и размышлять как от частного к общему, так и наоборот;
- стратегическое мышление (Pensée prospective): способность прогнозировать различные варианты решения проблемы, оценивать на этапе прогноза эффективность и целесообразность каждого из решений, представлять решение в различных формах (текстовой, графической и т.д.), выбирать решение ориентируясь на время, необходимое для его реализации (краткосрочная и долгосрочная перспектива), на желательность для субъектов проблемы, реалистичность, учитывая риски;
- стратегическая деятельность (Action stratégique): способность осуществлять совместную деятельность, направленную на решение проблемы.
Как реализуется?
Реализуется через технологии развивающего образования: проблемное обучение, коллективный способ обучения, проектные технологии, технологии исследования, технологии деятельностного типа.
Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?
- В решении учебно-практических задач – осознание и решение учебных и жизненных задач в зависимости от разрабатываемой проблемы.
- В исследованиях объектов – умение исследовать проблемную ситуацию: анализировать, прогнозировать рациональное решение, «раскладывать» проблему на составные части.
- В составлении и реализации плана – составление и реализация плана совместной деятельности.
- В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – выстраивание логической цепочки рассуждений, определение последовательности действий.
- В понимании основной мысли – определение смыслов деятельности, выделение главного в деятельности, удерживание основной (главной) линии рассуждений.
Стратегия на основе образовательной со-бытийности.
Образовательная со-бытийность – особая организация образовательной деятельности, позволяющая создать учебную личностно-значимую общность всех участников со-бытийной Встречи. В общности рождается индивидуальность человека. Со-бытийная общность достигается за счет учения как совместного бытия, а именно:
- со-деятельности;
- со-коммуникации;
- со-переживания.
Как реализуется?
Реализуется через технологии развивающего образования: проблемное обучение, коллективный способ обучения, проектные технологии, технологии исследования («Живой учебник», «Контракт на исследование»)
Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?
- В решении учебно-практических задач – жизенность ситуации со-бытия
- В исследованиях объектов – проблематизация действительности
- В составлении и реализации плана – технологичность выстраивания совместной деятельности
- В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – логика разворачивания различных видов деятельности
- В понимании основной мысли – создание учебного продукта (учебная задача) как общий смысл деятельности
- Стратегия на основе формирующего оценивания.
Формирующее оценивание – это совместная деятельность, направленная на удовлетворение потребности в оценке собственных достижений по сравнению с предыдущими.
Как реализуется?
Реализуется через технологии, направленные на:
- выработку совместных критериев создаваемого учебного продукта («Ментальная карта», «Направленная расшифровка», «Саммари», «Портфолио» и др.)
- «быструю состыковку» оценочной деятельности учители и ученика («Две звезды, одно пожелание», «Билет на выход», «Мини-обзор»)
Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?
- В решении учебно-практических задач – создание конкретного нужного для дальнейшего использования учебного продукта, который подлежит оцениванию как «прирост»
- В исследованиях объектов – выделение ключевых характеристик как критериев
- В составлении и реализации плана – технологичность выстраивания совместной (оценочной) деятельности
- В понимании основной мысли – формулирование кратких высказываний, отражающих суть произошедших изменений (приростов)
- В решении текстовых задач – выделение главной и второстепенной информации в процессе разработки критериев, создание собственных задач
- В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – логика разворачивания рассуждений в оценивании, алгоритмов оценки, доказательств своей оценки.
- Стратегия смыслового чтения.
Смысловое чтение – особый вид деятельности, направленный на осознание (выбор, чтение, понимание) содержания текста и решение учебной (жизненной) задачи в зависимости от типа текста.
Смысловое чтение достигается за счет:
- решения учебной (жизненной) задачи;
- собственно чтения текста;
- понимания текста;
- интерпретации текста,
Как реализуется?
Реализуется через:
- различные способы и методы чтения (подробное, беглое, фрагментарное чтение и т.д.)
- технологии развивающего образования: проблемное обучение, критическое мышление, ТРИЗ-технологии, проектные технологии и др.
Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?
- В решении учебно-практических задач – осознание и решение учебных и жизненных задач в зависимости от содержания и типа текста.
- В исследованиях объектов – умение обосновывать свое решение, анализировать задачу, используя разные виды информации текста.
- В составлении и реализации плана – составление и использование плана текста (смысловые части текста).
- В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – постановка учебной задачи, составление алгоритма действий по осознанию и анализу разных типов текста в зависимости от учебной (жизненной) задачи.
- В понимании основной мысли – понимание и формулирование основной мысли разных типов текста.
Литература
- Бородкина, Н. В., Тихомирова, О. В. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие / Н.В. Бородкина, О.В. Тихомирова — 2-е издание, стереотипное. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — С.55
- Бородкина Н. В., Сысуева Л. Ю. Обучение младших школьников смысловому чтению. – Я: ИРО, 2017.
- Со-бытийность образовательной деятельности в детском саду и школе: сборник статей / сост. Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев, Л. Ю. Сысуева, О. В. Тихомирова, И. Н. Чижова; под общ. ред. Н. В. Бородкиной — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 140 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
- Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться [Текст]/ К. Роджерс, Д. Фрейберг. – М.: Смысл, 2010. – 527 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М., 1998.
Главное по теме Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком. (Мнение школьников) Подробнее
|
Что почитать
|
Что посмотреть Запись вебинара «Проектная деятельность младших школьников как основа исследовательской Подробнее |
Где поучиться «Формирование критического мышления школьников» Подробнее |
Полезные ссылки Практические материалы по проектированию современного урока Подробнее |