1. Понятие образовательного со-бытия.

Образовательное со-бытие – это форма организации образовательного процесса, когда транслируемый материал становится предметом совместной деятельности педагога и учеников.

  1. Главное по теме.

В.И. Слободчиков ввел термин «со-бытийность» в психологию, имея в виду общность бытия двух людей. Данная общность вырастает из жизни «не рядом, а вместе». Автор определяет черты, свойственные со-бытийности:

- принятие людьми друг друга;

- устойчивая духовная связь;

- диалог участников со-бытийной общности;

- взаимодоверие и сопереживание;

- взаимодействие.

Со-бытийная общность не возникает сама по себе, она есть результат взаимных осознанных усилий всех субъектов данной общности. Со-бытийность облекается в форму Встречи, т.е. Встречи с определенным кругом людей. Со-бытийная Встреча является формой, в рамках которой все участники личностно развиваются и тем самым развивают саму со-бытийность.

Основные характеристики со-бытия:

-совместность переживания (со-переживание);

- совместность общения (со-общение).  

Совместное переживание и совместное общение возникают в процессе совместной деятельности. При условии возникновения совместной учебной деятельности со-бытие можно считать образовательным. Образовательным со-бытием можно считать переживаемое бытие «образующихся» людей, субъектно-значимую ценностно-смысловую общность переживания ими объективных событий.

Аспекты совместной деятельности педагога и детей:

- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

- присоединение детей к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец.

Средством проектирования содержания такой деятельности и одновременно способом его освоения детьми является проблематизация различных составляющих общечеловеческого опыта – познавательного, эстетического, двигательного, коммуникативного и др. При этом каждое со-бытие должно содержать элемент ситуативности, которая представляет актуализированное внутреннее состояние человека и определяет в содержании данного со-бытия то, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке. Смыслообразующим фактором совместной деятельности является тема. Она придает деятельности общность (в замысле, средствах, результатах, интересах).

Организация образовательного со-бытия предполагает применение педагогических технологий, ориентированных на реализацию личностного, деятельностного подхода во взаимодействии с детьми. Проектирование со-бытия, в силу его ситуативности, носит «рамочный» характер. Каждое со-бытие уникально и неповторимо, но при этом можно определить (спроектировать) способы создания общности.

Основания для выбора темы педагогом:

- события, происходящие в окружающем мире (из жизни природы, общества и т.д.);

- события, происходящие в жизни ребенка;

- события из художественных произведений;

- события, смоделированные педагогом.

При выборе темы педагогу важно не столько понять, на основании чего он выбирает тему, сколько определить степень ее личной значимости для всех участников предстоящей деятельности.

Определив ценностное и смысловое основание со-бытия, педагог определяет содержание совместной деятельности. Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева любая деятельность включает в себя формирование потребности, моделирование образа желаемого результата, мотивацию, целеобразование, определение последовательности действий, выполнение действий по достижению результата, соотнесение полученного результата с желаемым.

Потребность в достижении результата играет в деятельности роль «отправной точки» для возникновения мотива. Созданию общности будет способствовать правильно сформулированная тема и правильно сконструированная проблемная ситуация. Проблематизация действительности младших школьников ориентирована на оформление найденного решения в конкретный социально значимый продукт. Поэтому крайне важна педагогическая наблюдательность за самостоятельной деятельностью детей и задаваемыми ими вопросами. Учитывая познавательную потребность и достаточный жизненный опыт младших школьников, их вопросы становятся научно содержательными, а у ребенка уже хватает вербальных возможностей для точной формулировки своего вопроса.

Потребность в поиске ответа на вопрос, который значим для ребенка, обуславливает самостоятельность целеобразования и обдумывания предстоящих действий. Проектируя образовательное со-бытие, педагогу необходимо продумать не то, какие задачи он может поставить перед детьми и как подвести к правильной последовательности действий, а способы стимулирования процесса целеобразования и планирования совместной деятельности. Роль учителя заключается в создании общности – общности достижений и неудач, демонстрируя ребенку пример поведения в ситуации, когда что-то не получается, когда результат не совпадает с ожидаемым, когда необходимо признать свою ошибку и найти причины ее возникновения.

Обсуждение полученных результатов – важный момент в создании общности, когда и у детей, и у педагога есть возможность оценить свои действия и действия партнёров по деятельности, будь то ребенок или взрослый. При этом очень важным моментом является осознание участниками со-бытия произошедших внутренних изменений. Поэтому общий контекст обсуждаемых вопросов может заключаться в следующем: «Что получилось? Что я сделал для того, чтобы получилось? Что во мне изменилось?» Педагог тоже должен ответить на эти вопросы, потому что, если деятельность происходила в ситуации со-бытийной общности, то шаг развития делают не только дети, но и взрослые.

 Литература

- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] – М.: Политиздат, 1975 – 304 с.

- Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться [Текст]/ К. Роджерс, Д. Фрейберг. – М.: Смысл, 2010. – 527 с.

- Слободчиков, В.И. Что развивается в образовании, что образуется в развитии [Текст]// Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски. – М., 1999. – С. 16-22.

- Тихомирова, О.В., Бородкина, Н.В. Обеспечение преемственности и непрерывности образования посредством со-бытийного подхода [Текст]/ О.В. Тихомирова, Н.В. Бородкина // Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?: материалы XI Международной научно-практической конференции. Москва, 19-20 февраля 2014 года. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – С. 90-99.