Педагогическое сопровождение развития одаренных детей в начальной школе – 72 ч (очно/заочно)

 Аннотация: разбираются актуальные вопросы развития и обучения одаренных младших школьников, психологические особенности одаренных детей, сущность понятия «одаренный ребенок, признаки одаренности». Рассматриваются вопросы особенностей учебной деятельности одаренных детей и создание условий для удовлетворения образовательных потребностей в общеобразовательном классе. Рассматриваются возможности применения современных развивающих технологий в учебной и внеурочной деятельности одаренных младших школьников.

В итоге освоения программы слушатели получат возможность спроектировать индивидуальную образовательную программу (маршрут) одаренного ребенка, а также разработать и реализовать современный урок для одаренных детей в общеобразовательном классе.

 Основные модули

- Теоретические основы работы с одаренными детьми

- Психолого-педагогические основы организации образовательной деятельности с одаренными детьми

- Использование современных развивающих технологий в работе с одаренными младшими школьниками

- Проектирование индивидуальной образовательной программы (маршрута) и современного урока для одаренного ребенка в общеобразовательном классе.

  1. Определение.

«Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» - определение, изложенное в рабочей Концепции одаренности (авторы: канд. психол. наук Ю.Д. Бабаева, докт. психол. наук, проф. Д.Б. Богоявленская, докт. психол. наук, член-корр. РАН, проф.[А.В. Брушлинский,] докт. психол. наук, проф. И.И. Ильясов, докт. психол. наук, проф. [КН. Дружинин,) к. п. н., доцент И.В. Калиш, доктор психол. наук, проф. Н.С. Лейтес, докт. психол. наук, действ, член РАО, проф. А.М. Матюшкин, докт. психол. наук А.А. Мелик-Пашаев, докт. психол. наук, член-корр. РАО, проф. В.И. Панов, канд. психол. Наук Д.В. Ушаков, докт. психол. наук, проф. М.А. Холодная, докт. психол. наук, действ, член РАО, проф. В.Д. Шадриков, канд. психол. наук Н.Б. Шумакова, канд. психол. наук B.C. Юркевич.

  1. Главное по теме.

Виды одаренности:

- в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

- в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

- в художественно-эстетической деятельности – одаренность хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная;

- в коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность;

- в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По степени сформированности одаренности в Концепции выделены актуальная и потенциальная одаренность. «Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. По форме проявления определены явная и скрытая одаренность. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы сама по себе), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. По критерию широта проявлений в различных видах деятельности выделяют общую и специальную одаренность.

При рассмотрении вопроса о психологических особенностях одаренных детей следует обратить внимание на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Одаренные дети с гармоничным типом развития отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью, их достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Для одаренных детей с дисгармоничным типом развития характерна неравномерность развития различных психических качеств. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем. Для детей с дисгармоничным типом развития достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. При этом все другие психические сферы эмоциональная, социальная и физическая не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Эту неравномерность в развитии усиливает чрезмерная специализация интересов в виде доминирования интереса, соответствующего их незаурядным способностям.

Для одаренных детей свойственен качественно своеобразный индивидуальный стиль, выражающийся в непослушании, склонности все делать по-своему и связанный с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции, индивидуализацией способов деятельности. Это нередко становится еще одной причиной конфликтов с окружающими, в том числе со взрослыми.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать ненужные, с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями. Нередко у одаренных детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная, прежде всего, со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. Так, например, для этих детей характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, признание, что именно в них кроется причина удач и неудач, что очень часто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

Важнейшим компонентом одаренности является творчество, развитие которого обеспечивает выявление личности, ее самовыражение, самореализация.

Одаренность вовлекает целостную личность человека: его интересы, мотивы, чувства, волевые проявления и другие стороны личности. Творческий потенциал личности является основой одаренности. При этом не реализуется автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения. Для изучения одаренных детей наиболее эффективным является лонгитюдный метод исследования, который способствует изучению динамики развития основных компонентов умственной одаренности.

 Все интеллектуальные способности, по мнению Дж. Гилфорда, в какой-то мере являются творческими, но более всего – способность к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление характеризует 4 основных качеств: быстрота, гибкость, оригинальность и точность.

  Под быстротой понимается способность высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость – способность высказывать многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность, - способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.

А.М.Матюшкин, рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет пять ее структурных компонентов:

 1) доминирующая роль познавательной мотивации: исследовательская мотивация у одаренного ребенка не насыщаема;

 2)  исследовательская, творческая активность выражается в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; решение такой «нерешаемой» проблемы составляет акт творчества;

 3)  возможность достижения оригинальных решений: оригинальность составляет обязательный структурный компонент одаренности, выражает степень непохожести, нестандартности предлагаемого решения среди других стандартных решений;

 4) возможности прогнозирования и предвосхищения: поиск решения проблемы представляет собой процесс достижения ответа на поставленный вопрос и включает большее или меньшее количество преобразований;

 5)  способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки: на основе оценки делается выбор, и принимаются решения. Способность к оценке включает возможность понимать чужие мысли, развивать собственные мысли, действия и поступки. Способность и оценка обеспечивают возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного ребенка в самом себе и своих способностях, своих решениях.

Особенности обучения одаренных детей.

Одаренный младший школьник обладает повышенной потребностью в познании окружающего мира, высокой умственной активностью, которая ярко проявляется в исследовательской, проектной и умственной деятельности. Потребность в общении с учителем тоже очень высока у таких детей, требующих повышенного внимания к себе и немедленного одобрения со стороны учителя.

Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных. А.И. Савенков выделяет основные направления обучения одаренных младших школьников:

- обучение мышлению: целенаправленное развитие интеллектуально-творческих способностей ребенка рассматривается как важная составляющая диагностики и коррекции интеллектуально-творческих способностей;

- формирование социальной компетенции: занятия на развитие эмоциональной сферы, формирование лидерских способностей, коррекция межличностных отношений в коллективе сверстников, самоактуализация и т.п. помогают верно оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребенка и отношениях со сверстниками и взрослыми; помогают понять детям самих себя, увидеть сходство и различия с другими детьми, познать свои способности.

- исследовательское обучение: направлено на активизацию обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, а также, передав учащемуся инициативу в организации своей собственной познавательной деятельности.

- проблематизация: обязательное включение этапа постановки перед детьми учебных проблем. Содержание образования предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить. Для этого их необходимо обучать умению видеть проблемы. Но в процессе обучения — это не самоцель, а лишь одно из средств.

 Рекомендуемая литература

  1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]. – СПб: Лань, 2003. – 654 с.
  2. Золотарева, А.В., Лекомцева, Е.Н., Пикина, А.Л. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования: учебное пособие / А.В. Золотарева, Е.Н. Лекомцева, А.Л. Пикина; под ред. А.В. Золотаревой [Текст]. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 287 с.
  3. Леонтьев, А.Н. Личность. Сознание. Деятельность [Текст]. – М.: Изд-во книга по требованию, 2011. – 130 с.
  4. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
  5. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Сфера, 2016. – 192 с.
  7. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.

 

Главное по теме

Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет Подробнее

 

Что почитать

 

Что посмотреть

 Где поучиться

Педагогическое сопровождение развития одаренных детей в начальной школе  Подробнее

 Полезные ссылки