День четырнадцатый. ЗАКОН И ПОРЯДОК

 Сегодня состоялось обсуждение актуальных вопросов:

  • Как избежать перегрузки в объеме учебных заданий для детей и еще организовать внеурочную деятельность?
  • Как распределяется рабочее время учителя в условиях дистанционного обучения?
  • Как и когда будут организованы ВПР?

На часть вопросов удалось найти ответы в нормативных документах. Источник – Дистанционный смотритель: новости, инструменты, методики внедрения дистанционных технологий в образовании. - Институт образования НИУ ВШЭ. - Выпуск №6 | 14 апреля 2020

 

Про рабочее время учителя.

Рабочее время педагога должно соблюдаться – установленные часы нагрузки должны выполняться, для того, чтобы образование все еще оставалось очным для детей.

«С учетом системы финансирования образования через формат государственных, муниципальных заданий, где определяется форма обучения и контингент, организации крайне важно не допускать ситуаций, когда обучение становится не просто дистанционным, но и полностью переходит в самостоятельный режим, т.е. по факту становится еще и заочным. Уточним, что граница между очной, очно-заочной и заочной формой проводится статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по объему обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, при этом требований к конкретным видам таких занятий не установлено. Федеральные государственные образовательные стандарты также устанавливают требования к количеству учебных занятий, но не нормируют конкретные виды таких занятий. Примерные же основные образовательные программы являются рекомендательными для организации, и не обязательны для соблюдения (в отличие от федеральных государственных образовательных стандартов).

В настоящий момент сложно предсказать, каким образом будет развиваться ситуация далее, но в любом случае, исходя из бюджетного законодательства, нормативные затраты рассчитаны на очную форму, и субсидия получена для обучения контингента в очной форме. Решать вопросы организации образовательного процесса рекомендуется с учетом обязательств в рамках имеющегося задания и имеющегося допускаемого процента отклонений от выполнения плановых показателей.
Таким образом, к общему объему учебной нагрузки педагогов рекомендуется отнестись консервативно – по возможности, сохранить его. Но сам формат учебной нагрузки во взаимодействии с обучающимися может измениться, например, с сокращением «начитывания уроков» и увеличением часов консультационной работы. Например, взаимодействие с учеником ранее было больше в ходе донесения новой информации, а выполнение каких-то заданий было отнесено на самостоятельную работу обучающегося, а может быть иначе – самостоятельной работой станет прослушать готовую лекцию, а в непосредственном контакте с педагогом может идти выполнение заданий, работа на понимание, и т.п. Возможно, для этого потребуется скорректировать виды учебной деятельности, установленные учебным планом – даже вероятнее всего, это потребуется. При этом необходимо учитывать, что в учебную работу включаются любые виды учебной деятельности, если они установлены учебным планом, индивидуальным учебным планом, и при этом работа ведется во взаимодействии с обучающимися (а также включается работа по текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации). Таким образом, если вместо часов уроков в учебном плане появятся часы консультаций, учебная нагрузка будет выполнена педагогом, и вопросов с его заработной платой не возникнет. При этом будет взаимодействие личным или дистанционным – ничего не меняет в части учета рабочего времени педагога.

Про внеурочную деятельность

Организации необходимо внести в программу воспитания, план внеурочной деятельности и рабочие программы курсов внеурочной деятельности необходимые изменения – предусмотреть, что мероприятия могут менять формат и проводиться с использованием дистанционных технологий, возможно, какие-то мероприятия будут отменены или перенесены, а на их место разработают другие варианты

«Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" не содержит никаких ограничений на данный счет, устанавливая лишь отдельные требования, направленные на обеспечение прав обучающихся. При этом, при введении обучения по образовательной программе с использованием дистанционных образовательных технологий, все эти требования, предполагается, уже выполнены организацией, в частности, законные представители обучающихся проинформированы и дали свое согласие на дистанционное обучение. Распространяться это будет в целом на программу, включая воспитательную и внеурочную ее часть.

Виды внеурочной деятельности в этой связи могут поменяться. Пространство возможностей тут практически безгранично – например, может широко использоваться проектная деятельность. Что особенно ценно, проекты могут выполняться детьми и без использования компьютеров, быть офф-лайн заданиями, результаты которых будут, например, размещены на сайте организации, или в общем чате класса, либо в другой форме. Примером может послужить, например, проект о истории конкретной семьи в Великую отечественную войну, который может быть полностью выполнен в реальном времени и впоследствии лишь опубликован ребенком с использованием компьютера – это важно, с учетом, насколько дефицитным становится «экранное время» в условиях дистанционной работы. Особенно, если вспомнить, что помимо обучающегося в квартире на тех же компьютерах, вероятно, должны работать их родители, учиться их браться и сестры»

В нашем сообществе тьюторами (а конкретно, Евгенией Юрьевной Степановой) была предложена и одобрена идея виртуального лагеря для детей, где они могут проектировать, решать занимательные задачки, делать творческие работы, танцевать, играть в полезные игры, осваивать робототехнику, не говоря уже про дистанционные занятия рисованием, пением, музыкой. Развивая эту идею, можно рекомендовать школам пойти по этому пути – перенести внеурочку в виртуальный лагерь на конец обучения (учебного года), отсчитав необходимое количество часов для этого вида деятельности. Это позволит разгрузить учебные дни, не дополнять их еще и внеурочными занятиями