День двадцать второй. Выживание дело добровольное

Мы продолжаем знакомиться с опытом Переславской команды. Продолжила сессию школьная команда.

Рюмина Жанна Юрьевна поведала о пути, который пришлось пройти школе, чтобы обеспечить достойное качество дистанционного обучения детей. Начала она с высказывания Эдвардса Деминга о том, что «Вы можете не меняться, ведь выживание-дело добровольное».

«С этим лозунгом, мы работаем уже третью неделю. У меня было 14 дней на раздумья, у моих коллег-учителей всего лишь 10 дней на обучение и запуск всей машины дистанционного или электронного обучения всей школы.

Как руководитель я рассматривала все происходящее с трех сторон. Со стороны учителей -как организовать  всех родителей класса? Как донести до родителей материал уроков? Как отследить процесс обучения каждого обучающегося? Ну самый главный, который объединяет это все «Как я это буду делать? Родители сразу задавали вопросы …Где я это все буду искать?, Как я буду объяснять материал?, Откуда я знаю, что выполнил мой ребенок, а что нет? Ну а для меня, как управленца, вопросы стояли более глобальные. Как организовать процесс обучения в общем? Как всех объединить вместе? И как это все проконтролировать или отследить результат деятельности всего коллектива, находящегося в режиме удаленной работы у себя дома?

Хочу заметить, что и у нас, как у всех, есть дети технически обеспеченные, есть дети только с телефонами, а есть дети, которые не имеют ни того, ни другого. Здесь мы с вами все равны.

Так как в начале апреля нам открыли доступ на все ресурсы без ограничения, то мы начали искать именно те, которые могут освоить все учителя без долгого обучения. Буквально за два дня мы обучили работать с сайтом всех учителей, силами нашей молодежи, которой хватило всего лишь15 мин моего объяснения.

На сайте школы была сделана закладка «дистанционное обучение» по ссылке которой можно выйти на сторонний созданный нами ресурс. Хочу сказать, что от РИД -76 мы не отказались. К пятнице учителя заполняют таблицу в WORD с заданиями, которая потом используется как распечатка заданий для детей без технических средств. Со страницы администратора в РИД идет массовая рассылка заданий для всех классов.  Здесь мы ушли от проблемы перезагруженности сервера, представленного Департаментом образования, а также нас не коснулись «вмиг рухнувшие в первые три дня  все ресурсы».  Мы работали спокойно в штатном режиме.

Так вот, если посмотреть на следующий слайд, то можно увидеть, что в меню сайта есть инструкции для родителей, для детей, все классы с подсистемой предметов, где учителя оформляют из дома свои странички. Также представлены разделы дополнительного образования, внеурочной деятельности, домашнего обучения, сейчас идет разработка страницы для индивидуального маршрута двоих обучающихся.

Я еще хочу остановиться на системе контроля. Мы завели для каждого классного руководителя таблицы на вкладке «Мониторинг учебного плана», где учитель-предметник отмечает сдал ребенок задание или нет, сколько заданий он сделал.

Родители, со своей стороны, контролируют и учителя, и своего ребенка и видят, дошла ими присланная работа, проверена ли она, сдал ли ребенок задание. Были случаи, когда учителя не увидели присланного задания, или письмо попадало в спам. Все задания приходят на специально выделенный е-mail, рассылка с которого идет по всем учителям.  Вопрос решался в течение нескольких минут. Для меня, как для управленца данные таблицы оказались тоже подобием экрана. После первой недели обучения мы наглядно увидели, кто из детей не приступил к занятиям. Были выявлены причины и приняты своевременные меры.  Классный руководитель до субботы сдает небольшой отчет, какие меры он принял в течение недели для вовлечения к обучению всех своих подопечных. Также, я как администратор, вижу кто из моих коллег работает, а кого нужно немного так сказать «потормошить».

        По моему мнению, нам удалось ответить на вопросы, которые я озвучила в начале своего выступления.  Мы организовали всех на одной платформе. Да, нам удалось донести учебный материал так, что нет жалоб от родителей, да, нам удалось организовать систему контроля для большОй школы, даже, если точнее, систему взаимоконтроля.

        Да, не все учителя включаются быстро и качественно, как нам хотелось бы. Да, не все учителя предоставляют качественный материал и разумный по объему на платформу, какой бы нам хотелось видеть. Да, все равно где-то что виснет и пропадает. Но, хочется сказать одно, что в коллективе уже начались разговоры о том, что это удобно, что так можно организовать сдачу тестов и зачетов, что так можно работать с детьми, находящимися на домашнем и семейном образовании. А если массы забурлили, то время перемен настанет очень быстро. И уже определяется новый вектор развития для школы.  А если сказать это словами Андрея Макаревича  «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнется под нас».

Далее «эстафетную палочку» приняла Федосова Марина Евгеньевна (зам. директора школы), которая рассказала о содержании и навигации по образовательному сайту школы.

«Заходим на сайт, открываем свой класс и попадаем на нужную нам страницу.

В начале  страницы идет содержание предметов и номера уроков. Рядом с каждым уроком нарисован глазок. Ребенок выбирает нужный урок, нажимает на ссылку и попадает на  раздел с заданием. Начинает выполнять задания.

В каждом уроке учитель прописывает тему и задачи, понятные для обучающихся, затем ход урока, также ориентированный на школьника.

        Форма представления информации удобна и понятна для детей и родителей, материал структурирован. Содержание урока носит обучающий характер. Описание хода урока представляет собой не просто перечисление страниц учебника и номера заданий, которые должен выполнить обучающийся, а представлен пошаговый алгоритм действий для ученика. Кроме этого, страница красочно и интересна оформлена картинками, которые также подходят к содержанию урока.  С целью повышения мотивации и интереса к обучению мы стараемся включать в свои уроки кроссворды, ребусы, загадки, которые тоже связаны с изучением материала.

        Кроме пошаговой инструкции, учителя включают  в свои уроки  видеоролики, мультимедийные презентации и другие ресурсы, помогающие детям освоить новый материал. К каждому использованному ресурсу на уроке  дается  комментарий, а также   прописывается, в какой момент необходимо просмотреть материал, что делать дальше, как использовать  эту информацию.

        Уроки построены так,  чтобы обучающийся мог чередовать работу за компьютером с письменными и устными упражнениями по учебнику, так как смена видов деятельности для детей очень важна. В школе для учителей была дана жесткая установка не перезагружать обучающегося, а также ориентироваться  на то, что обучающийся большинство заданий должен сделать сам.

Также осуществляется индивидуальный подход. Детям предлагаются задания разных уровней на выбор, а также есть задания, которые они могут выполнить по желанию. Учителя так и прописывают в уроке: если тебе интересно, то можешь посмотреть…, если у тебя есть желание, то выполни дополнительно…

        Материал размещается  на всю неделю. Мы не ставим для обучающихся четких рамок и не требуем выполнения заданий по расписанию. Они могут выполнять  задания,  как им удобнее в течение всей недели. Срок сдачи работы -вторник следующей недели.

        Мы постарались оптимизировать  нагрузку педагогов по разработке уроков и распределить усилия внутри параллелей. Например, мы с коллегой разрабатывает уроки для 1 класса. У нас 18 часов плюс 2 часа внеурочки, получается, что каждый разрабатывает по 10 уроков. Я считаю, что это большой плюс в работе. Коллективная работа хороша еще и тем, что мы может другу другу помочь. Молодые педагоги более продвинуты в техническом плане, они могут взять на себя роль оформителей. А педагоги более опытные наоборот хорошо владеют методикой построения уроков. Получается своего рода взаимопомощь, что определенно также дает результат.

        Мы не говорим о том, что мы нашли правильный выход из ситуации, сложившейся на сей день. Но нам удалось объединить усилия всего коллектива, выстроить работу так, что уже, начиная с первого дня система работает без сбоев и нет жалоб родителей. Последнее для нас сейчас, наверное, самое главное»