Критическое мышление – это мышление, имеющее «надпредметный» характер, позволяющее решать любую сложную проблему или задачу, на основании ее анализа, выбора альтернативного и/или оптимального способа решения и его практической реализации совместно с другими заинтересованными субъектами. Ученые выделяют в нем следующие интегративные умения (способности):

  • системное мышление (Pensée systémique): умение с помощью анализа представлять любую проблему в виде системы, видеть и находить проблему, которая сама и ее решение затрагивает различные области знания, находить в проблеме частное и общее и размышлять как от частного к общему, так и наоборот;
  • стратегическое мышление (Pensée prospective): способность прогнозировать различные варианты решения проблемы, оценивать на этапе прогноза эффективность и целесообразность каждого из решений, представлять решение в различных формах (текстовой, графической и т.д.), выбирать решение ориентируясь на время, необходимое для его реализации (краткосрочная и долгосрочная перспектива), на желательность для субъектов проблемы, реалистичность, учитывая риски;
  • стратегическая деятельность (Action stratégique): способность осуществлять совместную деятельность, направленную на решение проблемы.

Как реализуется?

Реализуется через технологии развивающего образования: проблемное обучение, коллективный способ обучения, проектные технологии, технологии исследования, технологии деятельностного типа.

Каковы ресурсы в достижении образовательных результатов?

  • В решении учебно-практических задач – осознание и решение учебных и жизненных задач в зависимости от разрабатываемой проблемы.
  • В исследованиях объектов – умение исследовать проблемную ситуацию: анализировать, прогнозировать рациональное решение, «раскладывать» проблему на составные части.
  • В составлении и реализации плана – составление и реализация плана совместной деятельности.
  • В логических действиях (в т.ч. в соответствии с алгоритмом) – выстраивание логической цепочки рассуждений, определение последовательности действий.
  • В понимании основной мысли – определение смыслов деятельности, выделение главного в деятельности, удерживание основной (главной) линии рассуждений.

Образовательная технология развития критического мышления.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Технологические этапы.

1 стадия - Вызов:

  • имеющиеся знания;
  • интерес к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения

II стадия - Осмысление содержания:

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения

III стадия - Рефлексия:

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.

Стадия вызова.

Если предоставить учащемуся возможность проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Другой задачей этой стадии является активизация учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие решат предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Можно комбинировать приёмы индивидуальной и групповой работы. Например, предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или в группе, составив список ключевых слов всей группы, а после обсудить это вместе с учителем.

Немаловажным аспектом при реализации стадии вызова является систематизация всей информации, полученной в результате свободных высказываний учащихся. Это позволит им, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупнённом, категориальном виде, при этом в структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные»; с другой стороны, структурирование высказанных мнений выявит противоречия, нестыковку, непрояснённые моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причём для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить своё внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

Итак, в процессе реализации стадии вызова важно:

1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть поправленными учителем;

2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;

3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая — услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать, стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать своё мнение учителю или сразу в большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно. Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Стадия осмысления содержания.

На этом этапе школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание понимания учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на стадии вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это могут быть: лекция, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. И здесь важное значение имеет качество отобранного материала.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3) акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель на данном этапе:

  • может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении;
  • отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
  • предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

Стадия рефлексии.

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых стадий технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Вместе с тем рефлексия на стадиях вызова и осмысления содержания имеет другие формы и функции. На третьей же стадии процесса рефлексия становится основной целью деятельности и школьников, и учителя.

Работа на стадии осмысления содержания индивидуальна. Школьники знакомятся с новым материалом. При этом у каждого из них это происходит в соответствии с поставленными целями, возникшими на первом этапе вопросами и затруднениями. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но этот анализ малополезен, если он не обращён в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, возникающий в сознании на стадии осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Итак, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Трёхфазовая структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока, и соответственно на стадии собственно рефлексии. Работа, построенная в режиме технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления. На стадии рефлексии она позволяет оценить собственную деятельность, методы, предлагаемые учителем, деятельность других учащихся — провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов.

Технологию развития критического мышления можно рассматривать как механизм, формирующий определённые умения в системе «ученик — учитель». Учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнёров по рефлексивному осмыслению.

Возможности технологии критического мышления:

  • формирует самостоятельность мышления;
  • вооружает способами и методами самостоятельной работы;
  • даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель — ученик»;
  • позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса и т. д.

 Литература

- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

- Мередит К. С. Воспитание вдумчивых читателей / К. С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. — 1998.

- Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться [Текст]/ К. Роджерс, Д. Фрейберг. – М.: Смысл, 2010. – 527 с.

- Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие 1 / Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. - М., 1997.

- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М., 1998.

- Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. — СПб., 2000. — (Серия «Мастера психологии»).