День двадцатый. Заседание
Сегодня мы участвовали в заседании директорского клуба «Инициатива» на тему «Выход в «открытый» дистант: ответы на главные вопросы директора школы». Наше участие – это возможность «собрать» все, что сделано, собрано, проанализировано, обобщено сообществом. В качестве спикеров были Тихомирова О.В., Кук Н.А., Степанова Е.Ю., Рюмина Ж.Ю., Федосова М.Е.
Ссылка для просмотра вебинара: http://m.mirapolis.ru/m/miravr/4872840289 Вот некоторые моменты этой встречи
Выявление «проблемных мест»: мониторинг сайтов относительно содержания дистанционного обучения.
Тихомировой О.В. были озвучены следующие тревожные «индикаторы» дистанционного обучения.
Задания в основном репродуктивного характера, очень мало заданий на создание, преобразование, поиск, наблюдение
Рекомендации (разъяснения, инструкции) в основном представлены как отсыл к учебнику и рабочей тетради, или «перейди по ссылке, посмотри и выполни задания», гораздо меньше - видео инструкций с заданиями, иллюстраций, схем, что так важно для младших школьнков с точки зрения особенностей восприятия.
В имеющихся обращениях к детям и родителям (как канал обратной связи) преобладает «выполни задания, сфотографируй и пришли учителю по электронной почте». Нет ничего типа «мы сможем с тобой обсудить, ты можешь со мной (товарищами) поделиться»…
В мотивирующих обращениях преобладает приветствие со словами «У тебя все получится!» Но ведь мотивация - это понимание, в чем заключается ценность и смысл ожидаемого результата. В большинстве своем про результат темы, дня вообще никак не обозначается. В лучшем случае - задачи.
При этом учителями, родителями, управленцами много говорится о трудностях дистанционного обучения. Однако, как показывает практика - проблемы Интернет и другие технические проблемы - это не главное. Неготовность к дистанту - следствие несоответствия образовательного процесса в целом требованиям ФГОС, вызовам времени и проч. Другими словами, дистанционное обучение стало «лакмусовой бумажкой» того, что происходит в классе:
Если в классе дети пассивно выполняли задания учителя, то они оказались беспомощны и в самостоятельной работе…
Если в классе учитель работал с детьми исключительно по учебнику и рабочим тетрадям, то это проявилось и дистанте. Учитель не готов к разработке разнообразных заданий - емких по содержанию, но не объемных по исполнению (метапредметные задания)…
Если в классе учитель всегда доминировал в общении и урок был в основном монологом учителя, то и в дистанте он не беспокоится о качественном общении…
Если нет в традиции взаимодействия учитель-родители регулярной конструктивной обратной связи для учителя организация обратной связи в дистанционном обучении очень трудна…
Так каким же должно быть дистанционное обучение младших школьников?
Таким же как обучение младших школьников в классе
- Деятельностным - начинаем с потребности (вдохновляющее обращение, интересная задача, видео, аудио фрагменты на 20-30 секунд)
- Емким - сокращаем время передачи информации учебного материала - подумать, как сказать за 5 минут о том, что обычно требует монолога в 45 минут
- Разнообразным по восприятию - передаем учебный материал через разные каналы восприятия - визуально, аудиально, кинестетически (примеры размещены в Дневнике Сообщества)
- Метапредметным - интегрируем учебное содержание для оптимизации учебного времени, делаем исследовательские, открытые задачи
- С применением формирующего оценивания - контроль усвоения материала в текущем (ежедневном) оценивании можно осуществить через самооценивание и взаимооценивание
- С обязательной качественной обратной связью!!!!
Все иллюстрации данного выступления можно посмотреть в презентации
Завтра мы вернемся к разговору о нашем участии в Директорском клубе и поделимся опытом Переславской команды.