День двадцать первый. Делимся опытом

 Сегодня мы возвращаемся к разговору о нашем участии в Директорском клубе и делимся опытом Переславской команды: Кук Надежа Алексеевна (директор методического центра Переславль-Залесского городского округа), Степанова Евгения Юрьевна (заместитель директора методического центра), Рюмина Жанна Юрьевна (директор МОУ ОШ № 3 имени Сергея Сниткина г. Переславль-Залесский, Федосова Марина Евгеньевна (зам. директора школы)

В своем выступлении Степанова Евгения Юрьевна отметила, что «Тяготы учебного процесса испытывают как педагоги, так и дети, и их родители. Особенно тяжело бремя дистанционного обучения для родителей и обучающихся начальной школы, так как уровень учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста ещё недостаточно высок. И здесь педагогам, конечно же, нужна методическая поддержка. Но для того, чтобы она была адресной и эффективной, необходимо было выявить основные проблемные места и тот положительный опыт, который уже имеется в арсенале учителей. Именно поэтому был проведён мониторинг качества материалов для дистанционного обучения в начальной школе, который преследовал 2 цели:

  • Выявление успешных практик разработки и оформления материалов для дистанционного обучения.
  • Анализ проблем при разработке содержания дистанционного обучения.

Мониторинг проводился посредством анализа разработок уроков и заданий, которые были размещены на сайтах образовательных организаций. Стоит сразу отметить, что в процессе мониторинга анализировались материалы двух первых недель ДО.

 Анализ материалов проводился по ряду разработанных нами критериев:

Подробнее остановимся на каждом из критериев, почему именно эти критерии мы определили, какие выводы были сделаны и какой положительный опыт был выявлен.

  1. Содержание урока носит обучающий характер (организуются видеоконференции с обучающимися, присутствуют ссылки на видео-уроки, презентации и другие ресурсы, помогающие детям освоить учебный материал)

Очень важно понимать, что для осуществления качественного дистанционного обучения недостаточно просто указать страницы в учебнике с номерами заданий и упражнений 

В этом случае дистанционное обучение превращается в самообучение и семейное обучение, где огромная нагрузка ложится на родителей, которые не всегда могут помочь ребёнку освоить учебный материал. Функцию обучения по-прежнему должны выполнять учителя!

Наиболее эффективным способом для этого является проведение онлайн-уроков. Такой опыт имеется, причём видеоконференции проводятся педагогами как с группой детей индивидуальных консультаций


Но, к сожалению, технические проблемы не всегда позволяют это делать. Значит, надо искать альтернативные пути организации обучения

Некоторые педагоги записывают и размещают свои видео-уроки, либо видео-комментарии к отдельным заданиям и упражнениям, что достаточно трудоёмко, но весьма эффективно

Другие используют готовые обучающие видео-материалы, к которым дают свои комментарии.

Неплохим ресурсом являются мультимедийные презентации, просмотрев которые, ученик сможет освоить учебное содержание.

Помощником учителей выступают электронные приложения к учебникам (например, в УМК «Перспектива» есть такие электронные приложения на дисках), различные образовательные платформы (Учи.ру, Яндекс Учебник, «Моя школа в onlaine» и др.)

 Имеется хороший опыт разработки уроков, где объяснительный и иллюстративный материал, созданный учителем, размещён прямо в тексте содержания урока

К сожалению, несмотря на такой арсенал средств обучения, были выявлены случаи, когда педагоги ограничивались перечнем заданий в учебнике. Но сейчас всё меняется в лучшую сторону.

  1. Даны чёткие и подробные инструкции к каждому заданию, понятные для детей и родителей

Все материалы и задания необходимо сопровождать чёткими и понятными инструкциями. Иногда при размещении ссылок на видео, презентацию, текст и другие ресурсы не указывается, в какой момент необходимо их просмотреть или прочитать зачем это надо, что делать после, как использовать дальше эту информацию и т.д.

Например, при таком представлении содержания урока (Слайд 13) абсолютно не ясно, когда ребёнок должен посмотреть видео: до ознакомления с правилом в учебнике и выполнения заданий или после этого; с какой целью надо смотреть это видео и целиком ли; как использовать полученную информацию дальше.

Замечательно, когда учителя ставят задачи перед просмотром видео, презентаций и других источников информации, а потом размещают вопросы по их содержанию

Такая работа помогает ребёнку осмыслить содержание увиденного и прочитанного.

Прекрасно, когда описание урока представляет собой пошаговый алгоритм действий для ученика. Такие положительные практики тоже были выявлены

  1. Соблюдаются требования ФГОС в части достижения метапредметных результатов (указаны задачи урока для обучающихся, предусмотрены возможности для самоконтроля и самооценки)

Требования ФГОС к осуществлению деятельностного подхода, к достижению метапредметных результатов необходимо выполнять и в режиме ДО. Например, для развития многих познавательных УУД дистанционное обучение имеет большие возможности, так как ребёнку, как никогда раньше, приходится работать с информацией из различных источников, представленной в разной форме. А вот для формирования регулятивных УУД необходимо создавать дополнительные условия, например, ставить для детей задачи на каждый урок, как это делают некоторые учителя , или подводить 
детей к самостоятельному их формулированию

Желательно предусматривать возможности для осуществления школьниками самоконтроля и самооценки.

На момент анализа материалов было выявлено, что это, пожалуй, самый проблемный критерий, а значит, педагогам следует уделить этому большее внимание.

  1. Адекватный объём предлагаемых для выполнения заданий (в соответствии с возрастом обучающихся и особенностями обучения в дистанционной форме)

Пожалуй, одна из самых трудных педагогических задач на сегодняшний день — это определение такого объёма учебного содержания, которое не приведёт к перегрузке обучающихся и, в то же время, позволит добиться хорошего качества обучения.

Мониторинг позволил выявить положительные практики, когда учителя отбирают небольшое количество наиболее эффективных заданий и упражнений, которые помогут в отработке или закреплении материала, а также предусматривают смену видов деятельности школьников, учитывая необходимость выполнения требований СанПиНа к организации работы с дисплейными средствами обучения.

Конечно, встречались и случаи неоправданно большого объёма заданий для самостоятельного выполнения.

Здесь необходимо понимать, что разумный объём предлагаемых заданий помогает снизить нагрузку не только на детей, но и на педагогов при осуществлении проверки работ обучающихся.

  1. Указано, какие именно задания подлежат оценке, какие необходимо выполнить обязательно, а какие — по желанию.

Важно, чтобы дети и родители понимали, какие конкретно задания будут оцениваться отметкой в журнале. Рассмотрим примеры того, как делают это наши учителя

Порадовало то, что часть педагогов осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход даже в условиях ДО. Так дифференциация по объёму осуществляется посредством заданий, которые школьники могут выполнить по желанию, исходя из своих возможностей, темпа работы, интереса к тому или иному предмету. Есть случаи дифференциации по характеру помощи

  1. Указаны средства обратной связи с обучающимися и родителями (им понятно, куда и как направлять выполненные задания)

Практически во всех ООО эта информация представлена, либо на главной странице сайта, либо на вкладке «Дистанционное обучение», либо в самих планах урока. Как правило для осуществления обратной связи учителя используют мессенджеры WhatsApp и Viber, а также электронную почту.

  1. Форма представления информации удобна и понятна для детей и родителей, материал структурирован

В ООО используются разные формы представления содержания уроков: в виде таблицы, в виде текстовых документов с подробным описанием содержанием урока и заданиями, в некоторых школах создан специальный сайт, где содержание уроков размещается на его страницах.

Выбор формы представления содержания урока может быть любым, главное, чтобы эта форма была удобной и понятной для детей и родителей.

Итак, мониторинг осуществлялся по этим 7 критериям. Фиксация результатов производилась в специальных формах с помощью цветовой заливки, где зелёный цвет использовался в случае полного соответствия материалов заданному критерию, голубой — частичного соответствия, и розовый — когда материалы не соответствовали данному критерию.

В результате мы получили наглядную картину, которая позволила провести анализ ситуации и сделать соответствующие выводы как по каждой школе, так и в целом по МР. Кроме того, очень удобно было анализировать данные, выявлять проблемные места и положительный опыт по каждому из критериев.В результате мы получили наглядную картину, которая позволила провести анализ ситуации и сделать соответствующие выводы как по каждой школе, так и в целом по МР. Кроме того, очень удобно было анализировать данные, выявлять проблемные места и положительный опыт по каждому из критериев.

Какие же действия были нами предприняты после проведения мониторинга?

Во-первых, администрации школ было рекомендовано провести в педагогических коллективах аналогичный анализ содержания уроков по таким же критериям. Это можно сделать в различных формах: административный анализ, организация взаимоанализа или самоанализа педагогами. Для этого была предложена форма, которую использовали и мы.

Во-вторых, по результатам данного мониторинга были созданы и отправлены по школам методические рекомендации по разработке и оформлению уроков для обучающихся начальной школы при организации дистанционного обучения. Некоторые подходы, описанные в этих рекомендациях, могут быть использованы и учителями основного и среднего уровней образования.

Ну и в-третьих, ради чего всё собственно и затевалось, был создан перечень лучших практик педагогов по разработке и оформлению заданий для обучающихся начальной школы с конкретными примерами удачных решений. Рекомендовано ознакомить с ними всех педагогов начальной школы. Многие педагоги пересмотрели свои подходы к разработке содержания уроков, а значит, и реализуют ДО более эффективно».

Полный вариант презентации  

Продолжила сессию школьная команда. Но про это завтра….